Арктика 1500 – снегоход от челябинской компании «Урал-Моторс», который является весьма популярной моделью среди других российских моделей. Разработчик «Урал-Моторс» зарекомендовал себя как поставщик различных снегоходов, отличающихся по классовой принадлежности, мощности, грузоподъемности и другим важным характеристикам. Например, рассматриваемая модель считается одной из самых мощных в модельном семействе «Арктика». По сравнению с другими типичными снегоходами, которые оснащаются мотоциклетными моторами, модель Арктика 1500 оборудована полноценным автомобильным четырехцилиндровым мотором, который хорошо себя зарекомендовал в машине ВАЗ-2108. У этого мотора крутящий момент превышает 100 Н/м, что дает возможность использовать машину в качестве мини-грузовика или буксировщика тяжелых прицепов. При этом их масса может достигать одной тонны, что является превосходным результатом для обычного российского снегохода. На первый взгляд у разбирающихся пользователей может возникнуть мнение, что при такой мощности снегоход испытывает колоссальные пробуксовки гусеничной ленты, что особенно должно быть заметно на снежном и обледенелом покрытии. Но разработчикам удалось идеально настроить ходовую часть и устранить все недостатки, в том числе и проблемы заносом. Для этого компания «Урал-Моторс» воспользовалась простым способом, снизив до минимума обороты коленчатого вала в момент начала движения.
Снегоход Арктика 1500 является далеко не легкой машиной. Однако не смотря на тяжелый вес и солидные габариты, модель обладает неплохой маневренностью и простотой в управлении. Эту особенность можно объяснить наличием электроусилителя руля, который есть уже в базовой комплектации. На самом деле, этот компонент не является редкостью для большинства снегоходов, и используется во многих машинах китайского производства. Но здесь российские разработчики тоже решили соригинальничать – они использовали электроусилитель от автомобиля японского производства, и успешно адаптировали его под особенности рулевого управления снегохода. В результате реакции машины на повороты руля стали более отзывчивыми, и поворотные лыжи стали охотнее входить в вираж. Эта особенность выгодно отличает рассматриваемую модель от других увесистых снегоходов с повышенной грузоподъемностью. Вместе с тем, при повороте руля не требуется прилагать серьезных усилий.
Обратим внимание, что использование электроусилителя благоприятно сказалось на маневренности и удобстве передвижения в малом пространстве, а также в труднодоступных условиях, при наличии серьезных препятствий, которые следует объезжать – деревья, камни, ветки и другие барьеры. Согласно официальным данным, минимальный радиус поворота у снегохода Арктика 1500 составляет 15 метров. Также отметим довольно широкую лыжную колею, которая обеспечивает отличные показатели курсовой устойчивости и предотвращает опрокидывание при выполнении резких маневров.
Видео
Отдельно обратим внимание на хорошие внедорожные возможности снегохода Арктика 1500. Машина подходит для езды по накатанной дороге или глубоким снежным сугробам. Специально для таких условий аппарат оборудован двумя гусеницами, благодаря которым удалось повысить устойчивость и уверенное прохождение препятствий при глиссировании на целине. Этому способствует и низкое удельное давление, а также низкий центр тяжести. Эти особенности снизили к минимуму риск провала снегохода под снег. Но, как показала практика, у низкого удельного давления есть существенный недостаток, который может проявиться при подъеме на склон. В данном случае гусеничная лента склонна к потере сцепных свойств со скользким покрытием, что вполне объяснимо с точки зрения физики, и с учетом солидных габаритов и тяжелой массы снегохода. И если произошло соскальзывания (потерялись сцепные свойства), в этом случае машина будет скатываться вниз по склону. В связи с этим снегоход Арктика 1500 требует привыкания, и при наличии хорошей подготовки можно высоко оценить внедорожные особенности данной машины, и при необходимости выбраться без подъема на склон без каких-либо проблем.
Чтобы обеспечить комфортную езду, снегоход Арктика 1500 оборудовали многофункциональным курком газа. Его особенность заключается в наличии четырех режимах работы подогрева. В самом последнем режиме курок газа обогревается в усиленном режиме, который можно задействовать в условиях вечной мерзлоты – например, в северных регионах России, при температурах от минус 20 градусов и ниже. По сути, в последнем режиме данная функция способна служить своеобразной печкой, которая станет альтернативой автомобильной печке.
Передняя часть снегохода Арктика 1500 оборудована мощными дополнительными блок-фарами, которые обеспечивают дополнительное освещение в темное время суток. К тому же, это улучшает обзорность и видимость в экстремальных погодных условиях – например, при выпадении густых осадков, в случае снежной метели или вьюги. Не смотря на галогеновые передние фары, они светят достаточно хорошо. Что касается заднего освещения, там установлена светодиодная фара, которая светит более ярко и дальше, чем галогеновые фонари. Светодиодную фару можно использовать в случаях, когда водитель потерялся в лесной глуши. Благодаря такой фаре снегоход смогут легко заметить снегоход.
Снегоход Арктика 1500 предназначен для выполнения сложных операций в суровых климатических условиях, которые требуют от двигателя больших тяговых усилий. Мощностные характеристики у снегохода Арктика 1500 находятся на высоком уровне, что неудивительно. Ведь они нужны снегоходы для максимальной грузоподъемности. Так, машину можно оборудовать лебедкой, у которой максимальное усилие достигает 3000 кг. Лебедку можно установить в передней или задней части – по усмотрению водителя. Также это зависит от того, с какой стороны тянуть грузовую тару. Отметим тот факт, что снегоход Арктика 1500 способен без проблем вытянуть из кювета внедорожник массой до трех тонн.
Помимо беспрецедентной грузоподъемности, разработчикам удалось увеличить внутреннее багажное отделение. Оно стало более вместительными, и в нем можно разместить нужные вещи, запчасти и аксессуары. Кроме того, еще один багажник можно организовать вместо заднего пассажирского сиденья, предварительно демонтировав его. Так, после снятия сиденья нужно установить специальную монтажную платформу, на которую кладется крупногабаритная грузовая тара.
Снегоход имеет стандартный несущий корпус, для изготовления которого применяется прочный металлический сплав. Безусловно, такая конструкция лучше противостоит морозам, ударам и различным повреждениям, чем удешевленный пластик, используемый в более компактных и бюджетных моделях. Корпус усилен методом точечной сварки. В базовую комплектацию входит двухместное сиденье, съемный капот и сцепное устройство. Кстати, последняя опция предусмотрена в двух исполнениях, которые представляют собой шар или шкворень.
Водительское место организовано очень хорошо. Обратим внимание на выверенную эргономику приборов, глядя на которые, можно увидеть показания скорости, текущего и суточного пробега, обороты двигателя, а также температуру и масляное давление ДВС. Для водителя и пассажира предусмотрены спинки с фиксацией тела. Качественные отделочные материалы в какой-то мере улучшили уют и общее восприятие от элементов управления, которые расположены в нужных местах, и до них не надо тянуться.
Технические характеристики
- Длина конструкционная – 3260 мм
- Ширина по корпусу/высота/ширина колеи – 1150/1400/875 мм
- Передняя/задняя подвеска – телескопируемая, опорно-лыжная/катковая
- Амортизаторы задней подвески – пневматические
- Ход передней/задней подвески – 170/75 мм
- Передние/задние амортизаторы, шт. – 2/2
- Передний/задний амортизатор – газогидравлический/газогидравлический
- Движитель – гусеничный, с передними ведущими звездочками
- Гусеницы, шт. – 2
- Механизм натяжения – винтового типа
- Трансмиссия – механическая, с положениями «вниз», «вперед», «реверс» и «нейтральный»
- Тормоза – дисковые, гидравлические
- Электростартер, ручной стартер – есть
- Система зажигания – бесконтактная
- Система смазки – масляная
- Масса (снаряженная) – 480 кг
- Полная масса снегохода/вес перевозимого груза (на платформе) – 800/850 кг
- Объем топливного бака – 60 л
- Компоновка – двухместная
- Скорость – 75 км/час
Базовые опции: электростартер, реверс, функции подогрева руля и курка газа, лобовое стекло, пассажирская спинка, багажное отделение, фаркоп сзади, спидометр, тахометр, одометр, передняя галогеновая фара и задний светодиодный фонарь.
Двигатель
Снегоход Арктика 1500 оборудован восьмиклапанной силовой установкой от автомобиля ВАЗ-2108. Данный агрегат зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый. Двигатель имеет редкую для снегоходов четырехцилиндровую конструкцию. Цилиндры имеют рядное вертикальное расположение. При общем рабочем объеме цилиндров в 1,5 литра мощность мотора достигает 80 лошадиных сил, а крутящий момент достигает 100 Н/м. Силовая установка рассчитана на большой эксплуатационный ресурс, и это выгодно отличает ее от компактных мотоциклетных моторчиков, которыми оснащаются многие бюджетные снегоходы. Немаловажно отметить тот факт, что данный агрегат имеет высокую ремонтопригодность, и для него широко распространены запчасти – как на вторичном рынке, так и в фирменных магазинах. С точки зрения потребления топлива данный агрегат тоже проявил себя очень хорошо – он расходует на 35-40% меньше бензина по сравнению с ближайшим конкурентом – снегоходом Буран. Двигатель оборудован стандартной системой охлаждения, которая является комбинированной, и включает в себя два типа радиаторов – воздушный и жидкостный. Первый радиатор оснащен радиаторами, а второй — теплообменниками, которые размещены в гусеничном тоннеле. Такая компоновка предотвращает перегрев силовой установки в процессе движения по уплотненному снегу. В качестве топливной системы выступает обычный карбюратор, проверенный временем. Но при необходимости есть возможность установить более современную инжекторную систему, которая является дополнением к обновленному 16-клапанному мотору от ВАЗ-21083.
Цена
Снегоход Арктика 1500 на российском рынке можно приобрести за 750 тысяч рублей. Столько стоит новая машина в базовой комплектации. Максимально укомплектованный вариант обойдется в 1 миллион рублей. На сегодняшний день можно найти большое количество поддержанных снегоходов Арктика 1500. Примерная их стоимость составляет порядка 515-820 тысяч рублей.
Отзывы
- Николай, Ярославль. Достойный аппарат для определенных потребностей, а именно для перевозки грузов. Не стоит рассматривать эту модель в качестве снегохода для развлечений, ведь это скорее рабочий спецтранспорт, не приспособленный для активных маневров. Арктика 1500 мне пригодился для перевозки грузов, для охоты и рыбалки. Иногда подрабатываю буксиром, вытягиваю застрявшие внедорожники – у нас тут туристов кругом хватает. Мощный 80-сильный агрегат на удивление порадовал большой тягой и высокими оборотами. Странно, но такой тяги я никогда не замечал в своем автомобиле ВАЗ-21083, который не мог даже нормально в горку заехать на скользкой дороге. Понятно дело, что у снегохода Арктика 1500 совсем другое шасси – гусеничное и лыжное, и поэтому ему гораздо легче преодолевать тяжелые препятствия, включая обледенелые покрытия и глубокий снег. Но скорость при этом будет близка к черепашьей, тут ничего не поделать. Машина в целом понравилась, она же мне приносит доход, ну хоть какая-то подработка помимо основной работы.
- Сергей, Новосибирск. Хорошая машина, вот только недавно приобрел – в начале января 2018. Решил подарок себе сделать. Начал обкатывать, вроде бы все хорошо. Позже о себе напомнил двигатель, который поначалу работал тихо. К сожалению, мотор вообще не доработали, и просто переставили его из «восьмерки». У меня был такой автомобиль. Его мотор досаждал мелкими неполадками, но в целом работал. Детали – копеечные, но часто выходили из строя, причем в самый неподходящий момент. Поэтому приходилось возить с собой запчасти. Чувствую, примерно такая же головная боль будет и с этим снегоходом, ведь конструкторы ничего по сути не доработали, и заводские болячки остались. С этим жить можно, я как-то привык уже. Кстати, у меня «восьмерка» до сих пор, и она работает. К счастью, этот якобы серьезный недостаток с двигателем компенсируется неоспоримым достоинством – это высокая грузоподъемность. Собственно, ради нее я и купил этот снегоход. Я и заранее знал, что с двигателем будут проблемы. Для меня важна грузоподъемность, и здесь Арктика 1500 меня еще как порадовала – она способна буксировать груз массой до 3000 кг, а ведь это о чем-то говорит… Можно тянуть и перевозить тяжеленные прицепы, например автомобили, внедорожники. Совсем недавно произошел случай, которого я опасался больше всего (к счастью, все обошлось): во время очередной дальней поездки вдруг неожиданно встал двигатель без искры. Думал, проблема в моторе. Но оказалось, это накрылся аккумулятор. Заменил на другой, все заработало. Машиной доволен, всем удачи.
- Антон, Красноярск. Арктика 1500 – неоднозначный снегоход, у которого немало недостатков, хотя есть и существенные плюсы. Но для меня этого мало. Какое-то противоречивое впечатление сложилось об этой машине. Никому ее не советую, ну разве что ради высокой грузоподъемности. Снегоход абсолютно непригоден для активных поездок, для быстрых и скоростных маневров и т. д. Этот аппарат не приносит никакого удовольствия, к сожалению. Машина способна вытащить трехтонную махину из кювета – и это, пожалуй, единственное достижение снегохода Арктика 1500. Он неповоротливый, и не способен ездить в труднодоступной местности, при наличии серьезных препятствий – камней и деревьев, которые объехать практически невозможно из-за большого радиуса разворота. Да и с проходимостью не сложилось – из-за большого веса снегоход быстро садится на брюхо в каком-нибудь глубоком сугробе, и в итоге придется вызывать эвакуатор. К счастью, у меня таких передряг пока еще не возникало, не дай бог. Зато машину легко ремонтировать, и для нее всегда есть в наличии запасные части – они есть на вторичке или в магазинах. Надежность машины посредственная, постоянно беру с собой необходимые детали на всякий случай.