Буран 4Т-4ТД – один из самых популярных снегоходов российского производства. Машина относится к классу утилитарных снегоходов, среди которых является одной из самых доступных – по крайней мере, по сравнению с конкурентами. Данная модель разработана квалифицированными инженерами, которые переняли более чем 40-летний летний опыт компании «Русская механика» — это разработчик высококачественной российской продукции, приступивший к выпуску своих первых снегоходов в начале 1970-ых годов. В частности, именно в 1971-м был впервые представлен опытный образец снегохода Буран. Безусловно, за многие годы машина сменила несколько модернизаций и генераций, а в 2014 году вышло последнее поколение под названием Буран 4Т-4ТД. Это оригинальная модель, оснащенная проверенной компоновкой и современными технологиями, чтобы соответствовать современным стандартам и нормам. Техника получила экономичный четырехтактный двигатель, но особого внимания заслуживает уникальная «бурановская» конструктивная схема – она состоит из одной поворотной лыжи и двух гусениц. Такая компоновка является дорогостоящей и очень редкой в своем классе, поскольку даже импортные модели имеют лишь одну гусеницу и две поворотные лыжи. Кроме того, из остальных особенностей обратим внимание на производительный силовой агрегат с системой впрыска Kohler, которая отвечает за рациональное распределение топливной смеси. Мотор развивает небольшую мощность, которой достаточно для активной езды по сложным дорогам, а также для перевозки тяжелых грузов. Расход топлива сократился на 15% по сравнению с предшественником. Разработчики серьезно доработали выпускную систему, в которой модернизации подверглись патрубки, а глушитель жестко закрепили к раме снегохода.
В целом, производитель выполнил все главные требования своих потенциальных клиентов – перед тем, как запустить массовое производство очередного поколения снегохода Буран. Речь идет о требованиях, которые касаются улучшений в плане практичности, управляемости, экологичности, вместительности и грузоподъемности. Также удалось значительно снизить шумы и вибрации, издаваемые силовой установкой на холостых и высоких оборотах. И не смотря на существенный набор доработок, обновленная модель получилась ненамного дороже в отличие от предшественника, который уступает модели Буран 4Т-4ТД почти по всем параметрам.
В стандартную комплектацию снегоходов семейства Буран 4Т/4ТД входит электростартер двигателя. Обратим внимание, что модель 4ТД является улучшенной версией снегохода Буран 4Т. Так, в первом случае одноименный снегоход (4ТД) имеет удлиненную платформу, которая обозначается индексом Д в названии машины. Кроме того, улучшенная версия получила увеличенную колесную базу, чтобы иметь возможность перевозить различные грузы. Немаловажное значение имеет фара-прожектор для удобства работы в темное время суток. Что касается модели с укороченной базой (4Т), она способна перевозить до 250 кг груза, в то время как исполнение 4ТД справляется с грузами массой до 500 кг. Таким образом, снегоход 4ТД может выступать в роли тягача.
Видео
Помимо вышеуказанных доработок, в машине еще предусмотрено несколько особенностей, делающих семейство Буран 4Т/4ТД пригодным для осуществления хозяйственных операций, а также других стратегически-важных задач – например, мероприятий военного и оборонного назначения. Так, специально для этих целей снегоход способен передвигаться в экономичном режиме, с минимальным потреблением расходных материалов (топлива и масла). При этом машину можно подвергать повышенным нагрузкам, не опасаясь за перерасход топлива. Более того, это можно делать в сложных внедорожных условиях.
В 2015 году вышла модернизированная версия снегохода с измененным внешним видом, а также техническими доработками и изменениями в системе управления. В частности, появился новый правый блок руля с удлиненным пластиковым рычагом газа. Также был установлен новый тросик газа, обладающий нейлоновой вставкой. Такие нововведения, на первый взгляд, могут показаться несущественными, но на практике это привело к более комфортной управляемости. Например, управление дроссельной заслонкой стало более плавным и легким. В угоду современным требованиям руль получил подогрев, который является важной опцией для комфортной работы в низкотемпературных климатических зонах.
Снегоход Буран 4ТД получил несколько серьезных отличий от своих предшественников:
- Токсичные выбросы снизились на 80 процентов
- На 30% снизился уровень шумов и вибраций
- Значительно уменьшился расход топлива
- Расширенная базовая комплектация, в наличии также есть электростартер и аварийный ручной стартер.
Технические характеристики
- Длина (укороченной версии) – 2700 мм
- Длина (удлиненной версии) – 3100 мм
- Ширина по корпусу/высота по ветровому стеклу – 910/1335 мм
- Размеры ящиков: Длина/Ширина/высота, мм: 2420/1060/1130
- Передняя подвеска – эллиптическая рессора
- Задняя подвеска – независимая, с пружинами
- Ходы передней/задней подвески – 50/50 мм
- Передние рессоры, шт. – 1
- Движитель – гусеничный, с передними ведущими звездочками
- Гусеницы, шт. – 2
- Механизм натяжения – винтовой
- Гусеничная лента – резинотканевая, с пластиковыми стержнями
- Длина гусеничной ленты (у короткой версии) – 2878 мм
- Длина гусеничной ленты (у удлиненной версии) – 3685 мм
- Ширина гусеничной ленты – 380 мм
- Высота грунтозацепов – 17,5 мм
- Устанавливаемая трансмиссия – вариатор, с передачами «вперед», «вниз», «реверс», «нейтраль»
- Тормоза – дисковые, с механическим приводом
- Стартер – ручной/электрический
- Система зажигания – бесконтактная
- Система смазки – масляная
- Масса снегохода в укороченном/удлиненном варианте – 289/314 кг
- Масса буксируемого груза в укороченном/удлиненном варианте – 250/500 кг
- Объем топливного бака – 28 литров
- Компоновка – двухместная
- Скорость – 55-60 км/час.
Базовые опции: электростартер, реверс, функция подогрева руля и курка газа, высокое лобовое стекло, спинка пассажирского сиденья, багажное отделение, задний фаркоп, спидометр, одометр, фары – 2 шт. (галогеновая и светодиодная спереди и сзади соответственно).
Двигатель
Снегоходы семейства Буран 4Т/4ТД оснащены двухцилиндровым мотором с 4-тактной компоновкой. Двигатель предоставлен компанией Kohler, которая является одним из зарубежных поставщиков для компании «Русская механика». Мощность мотора в номинальном режиме составляет 29 лошадиных сил. Диаметр цилиндра составляет 83 мм, а рабочий объем двигателя равен 0,7 литрам. Ход поршня составляет 67 мм. Мотор иностранного производства хорошо себя зарекомендовал в суровых природных зонах – например, в северных регионах России. Он достаточно экономичен и экологичен при высоких нагрузках.
Цена
Средняя стоимость нового снегохода Буран 4ТД составляет от 285 до 305 тысяч рублей. Конечная цена зависит от комплектации и года производства. Версия в поддержанном состоянии может стоить в пределах 245-290 тысяч рублей.
Отзывы
- Ярослав, Ленинградская область. Классный снегоход, который я использую уже больше пяти лет. Машина не вызывает особых нареканий в плане надежности и управляемости. К тому же, снегоход является отличным проходимцем – благодаря аж двум установленным гусеницам. Аппарат быстро заводится при минус 40 градусах. На данный момент пробег приближается к 80 тысячам км. Я побывал уже везде – ездил на рыбалку, охоту или просто катался и путешествовал. Машина неприхотлива в уходе и дешевле в обслуживании, чем иномарки. Буран потребляет 92-й бензин, двигатель довольно шумный, но весьма экономичный. К сожалению, на приборной панели есть только спидометр, а хотелось бы еще и тахометр… Решили на чем-то сэкономить называется. Снегоход Буран 4Т мягко едет по любой дороге – накатанном снегу или рыхлой поверхности. Рулевая управляемость – внятная и предсказуемая, но для поворота руля надо прилагать ощутимое усилие, особенно на высокой скорости.
- Василий, Красноярск. Буран 4Т/4ТД – универсальный русский снегоход, он словно трактор! – настолько он внедорожный и не боится рыхлого и глубокого снега. Надо признать, что данная машина является одной из самых надежных – причем это не только мое мнение, но так считают мои друзья и знакомые – бывалые рыбаки и охотники. Машина испытывает трудности, если окажется на льду или мокром снегу – в таких условиях машина абсолютно не слушается руля, поэтому приходиться снижать скорость. Пожалуй, это основная придирка. Ну разве что еще перегревается двигатель, если ездить по несколько часов. Расход топлива мог быть и меньше, учитывая небольшую мощность. Зато порадовала поддержка 92-го бензина.
- Виталий, Ставропольский край. Снегоход буран 4ТД в моем владении с 2014 года. Машина приобретена сразу, как только была презентована – по предзаказу. На данный момент пробег превышает 1500 километров. За это время приходилось несколько раз менять цепь трансмиссии, а совсем недавно я обнаружил, что отсутствует болт фиксатора вилки скорости. Если бы я вовремя не заметил (перед выездом), тогда бы порвало нижнюю часть КПП, а потом и саму цепь. Это очень серьезная неполадка, в случае которой я наверняка бы надолго остался где-нибудь в тайге, где нет ни одной души. В целом снегоход неплохой, но его надо регулярно обслуживать, или просто так проверять на наличие возможных неполадок. По моему мнению, лучше бы производитель изготовил нижнюю часть КПП из более прочного и легкого материала – например, алюминия. Тогда вышеуказанной проблемы могло бы и не быть.