Рысь 440 – универсальный снегоход российского производства. Машина создавалась специалистами заводе в Уфе. Разработчики возложили большие надежды на эту модель, которая была впервые представлена в 1991 году. Данный аппарат позиционировалась как снегоход первого класса, предназначенный для езды по снежным равнинам, глубоким сугробам и пересеченной местности. В результате данный снегоход приобрел очень высокую популярность на постсоветском пространстве. Машина оставалась актуальной еще долгих 18 лет. На ее базе выпускали различные модификации с определенными характеристиками. При этом все семейство снегоходов Рысь 440 объединяло высокое качество изготовления, характерное для продукции уфимского предприятия.
История машины началась со снегохода Рысь 113, построенного на платформе иномарки Arctic Cat. Машина не получила положительных отзывов, так как были проблемы с надежностью силовой установки. В результате инженеры УМПО всерьез занялись работой над ошибками. Был устранен ряд недочетов, и в результате многочисленных модернизаций был создан высокотехнологичный снегоход Рысь 440.
Надо признать, что перед нами один из последних снегоходов уфимского завода. Машина представляет собой замену снегоходу Рысь 500. Разработчики удачно доработали дизайн и техническую часть. В частности, появилась новая карбюраторная система «Микуни», аэродинамичный капот и более четкая шестеренчатая коробка передач. Также была доработана гусеница – она стала более широкой, что значительно повлияло на проходимость. Уже в базовой комплектации машина получила функцию электроподогрева ручек руля.
Заводские испытатели проводили тестирование снегохода Рысь 440 в разных регионах страны. Безусловно, первостепенной задачей уфимских инженеров было адаптировать машину к северным регионам России, с экстремально низкими температурами. Машину активно тестировали на бездорожье, подвергали тяжелым нагрузкам, проверяли ее на выносливость и максимальную грузоподъемность. Все тесты происходили в температурных условиях, близких к диапазону плюс 5 – минус 40 градусов. В результате разработчики убедились в высоких внедорожных способностях машины, а также ее адаптации к суровым климатическим условиям. Более того, снегоходом Рысь 440 очень легко управлять, и с этим справиться даже не подготовленный водитель. Техника без труда управляется в домашних и полевых условиях. С этой точки зрения одноименный аппарат хорошо себя зарекомендовал среди рыбаков, охотников и обычных потребителей – искателей развлечений и приключений.
Снегоход Рысь 440 покинул производственный конвейер в 2009 году, но до сих остается одним из самых востребованных на российском рынке.
Видео
Технические характеристики
- Габариты, мм: Длина – 3200, Ширина – 1240, Высота – 1420
- Снаряженный вес – 320 кг
- Полный вес – 510 кг
- Предельная масса буксируемого груза – 250 кг
- Скорость – 75 км/час
- Время тормозного пути со скорости 30 км/час – 13 000 мм
- Сиденье – двухместное
- Материал гусеницы – резинотканевая, армированная стержнями
- Подвеска гусеницы – пружины, гидравлика
- Материал рамы – металлический, с откидным капотом
- Коробка передач – автоматический бесступенчатый вариатор
- Число передач – 1, плюс реверс
- Тормоза – дисковые, фрикционные с ручным приводом
- Руль – мотоциклетного типа
- Электростартер – есть
- Фара – есть
- Аккумулятор – есть
- Спидометр с показаниями суточного и общего пробега – модель СП158.
Двигатель
Машина оснащена карбюраторным бензиновым мотором 432 М-01. Данный агрегат зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый. Он имеет рядное расположение цилиндров, а также принудительное воздушное охлаждение с осевым вентилятором. Для надежной и бесперебойной работы электросистемы и механизма зажигания используется интегрированный генератор повышенной мощности.
При рабочем объеме 430 кубов мотор развивает 38 лошадиных сил, а максимальная частота вращения коленвала составляет 6000 об/мин. Благодаря компактной и легкой двухцилиндровой компоновке разработчикам удалось снизить общий вес машины, и тем самым улучшить управляемость и поведение на дороге. Двигатель снабжен ручным запуском, но в качестве опции можно установить электростартер. В моторе используется диафрагменный топливный насос и карбюраторная система питания Mikuni VM 34-622. Система смазки – смешанного типа (бензин + масло). Согласно эксплуатационным замерам, снегоход с таким мотором потребляет порядка 20 литров при скорости 60 км/час. Емкость топливного бака составляет 28 литров, которых достаточно для непрерывного движения в течение 1,5 часов.
Цена
Снегоход Рысь 440 больше не выпускается, поэтому найти новый экземпляр будет проблематично. На сегодняшний день можно найти поддержанные машины в хорошем состоянии. Примерная стоимость за экземпляры 1995-1997 г. составляет в пределах 95-110 тысяч рублей. Машины, выпущенные в 2001-2002 г., можно приобрести за 115-130 тысяч, а экземпляры 2004-2005 г. оцениваются в 160 тысяч рублей.
Отзывы
- Александр, Казань. Рысь 440 – весьма посредственный снегоход, который я приобрел исключительно из-за недостатка денег. А иначе сразу бы взял иномарку, не глядя. Машина приобретена у знакомого и эксплуатировалась несколько лет. Первый владелец ее переделал под спортивную – это видно и по дизайну, и ощутимо по управляемости. Машина превосходно рулится на полях и в твердом снегу, да и в лесных условиях тоже доставляет удовольствие от езды. Но недостаточная поворачиваемость, связанная с большим весом, заставляет немного сбавить скорость. Хорошо хоть, не возникает заносов – курсовая устойчивость отменная. Повторюсь, что машина нормально управляется только на твердом покрытии, а вот для глубоких сугробов этот снегоход не подойдет. Ну разве что если ехать по заранее подготовленной траншее. В целом, аппарат подходит для небольших дистанций. А после двух часов езды начинает перегреваться мотор. Нередко возникали технические неполадки в дороге, без этого никак – все-таки дело имею с отечественным снегоходом. Рысь 440 разгоняется до 70 км/час, но потребляет много топлива.
- Антон, Иркутск. Снегоход Рысь 440 был в моем пользовании около 4 лет. Был продан в 2010 году. Я был вторым владельцем. За указанное время использования я понял, что машин не так хороша, какой я ее себе представлял перед покупкой. По крайней мере, я очень надеялся, что проблем с ним будет гораздо меньше, чем получилось на практике. Итак, за четыре года эксплуатации я пришел к выводу, что снегоход Рысь 440 абсолютно непригоден для езды по рыхлому и глубокому снегу – для движения в таких условиях надо всегда брать с собой лопату, без которой проехать не получиться. Из поломок отмечу регулярно выходящую из строя систему зажигания. Еще мне не понравились посредственные тяговые характеристики, которые намного хуже чем у снегохода Рысь 440 моего друга. Еще возникали проблемы с коробкой передач, которая страдала масляными протечками и четкостью переключений. Уже после первого года эксплуатации я поменял топливные шланги, иначе дальше пользоваться машиной было бы невозможно. Не смотря на хваленые отзывы пользователей на счет ремонтопригодности, я объективно заявляю, что снегоход Рысь 440 сложно ремонтировать в полевых условиях – в отличие от Бурана, который мы в лесу спокойно разбирали и собирали.
- Дмитрий, Томск. Снегоход Рысь 440 в моем использовании в течение двух лет. Очень проблемная машина. Конечно, перед покупкой я пересмотрел все отзывы об этой машине, и пришел к выводу, что поддержанная Рысь 440 не такая уже и плохая, не смотря на серьезные претензии к надежности. Я просто не ожидал, что будет столько поломок. К тому же, я нашел объявление со снегоходом в отличном состоянии, прямо как с завода. Я его покупал вместе со знакомым-техником. Мы его хорошо осмотрели и в итоге купили. И ничто не предвещало беды. Примерно через неделю внезапно разрушился ремень. Из-за этого возникли проблемы с вариатором – в результате мы заменили всю коробку передач в надежде, что потом все будет хорошо. Но в конце трехмесячного использования в подвеске лопнула пружина. Купили, заменили на новую пружину. Машина плохо едет по рыхлому снегу, а вот по ровной дороге (например, по замерзшему озеру) – проблем не возникает, что неудивительно. В таких условиях можно вообще разгоняться до 100 км/час. Во втором зимнем сезоне без неполадок тоже не обошлось. Прямо в лесу заклинила коробка передач, и в итоге пришлось с трудом буксировать машину обратно домой. Не смотря на все неполадки, снегоходом пользуюсь до сих пор. Почему? Да все очень просто — потому что купить новый не позволяют средства.
- Ярослав, Липецк. Снегоход Рысь 440 напоминает мне удачный Буран – как по проходимости, так и управляемости. Машины очень похожи и в плане ремонтопригодности. Рысь 440 ремонтировать легко и дешево, все запчасти есть в наличии. Аппарат мне достался за 120 тысяч рублей. Отмечу вместительное водительское сиденье, хорошие тяговые характеристики и быстрый разгон до максимальных 70 км/час. Но качество сборки – посредственное. На производительность это не влияет. Машина неплохо справляется с перевозкой двух человек, а также уверенно тянет за собой 200-килограммовый груз. Под сиденьем есть вместительный багажник, в котором можно хранить вещи. Аппарат довольно шумный, но экономичный.