Рысь 500 – универсальный снегоход, разработчиком которого является Уфимский моторостроительный завод. Машина поступила в серийное производство в 1991 году. Данный аппарат является одной из последних моделей предприятия, которое объявило о завершении его производства в 2009 году. За долгие годы выпуска рассматриваемая модель проявила все свои сильные и слабые стороны, и в целом, стала успешным снегоходом, который можно по-прежнему найти в хорошем состоянии.
В ходе разработки снегохода Рысь 500 особое внимание было уделено практичности и проверенным техническим решениям. Разработчики задались сделать надежный аппарат с высокими внедорожными характеристиками – с той целью, чтобы им активнее интересовались жители северных регионов. Чтобы адаптировать модель к суровым климатическим условиям, ее оснастили вместительным багажником, высоким ветровым стеклом, комфортной подвеской и мощным двигателем, который имеет систему бесперебойного запуска в морозную погоду.
Надо признать, что перед нами весьма скоростная и маневренная машина, способна в динамичном режиме передвигаться не только по накатанной ровной дороге, но и по рыхлым и глубоким снежным сугробам. Машина передвигается плавно благодаря энергоемкой подвеске, которая защищена от пробоев. Специально для этого передняя и задняя подвеска имеют усовершенствованную конструкцию, адаптированную к движению по неровным дорогам. Также для улучшения проходимости машину оснастили широкой гусеничной лентой.
Рысь 500 – многоцелевой снегоход. Он имеет улучшенные эксплуатационные характеристики по сравнению с предшественниками. Машина выделяется высокой мощностью и хорошими тяговыми характеристиками. К тому же, она весьма экономичная, и идеально подходит для рабочих поездок. В частности, Рысь 500 можно использовать на фермах, в лесном хозяйстве, а также она весьма востребована в операциях, связанных с обслуживанием нефтепроводов и газопроводов. Помимо этого, Рысь 500 принимает активное участие в патрулировании государственных границ, что очень важно в целях безопасности. Разработчик адаптировал модель к снежному бездорожью, а также к способности преодолевать большие расстояния и тащить за собой большой груз массой до 250 кг. Среди других особенностей техники отметим ее адаптацию к низким температурам окружающей среды, вплоть до минус 40 градусов. Это подтвердили успешные заводские испытания в Якутии, за полярным кругом. Для этого машина оснащается всеми необходимыми опциями.
Видео
Модификации
Снегоход Рысь 500 получил несколько модификаций, каждая из которых пользовалась заслуженным спросом на российском рынке, а также на всем постсоветском пространстве:
- Рысь 500+. Данная версия предназначена в основном для туристических поездок, и в меньшей степени подходит для рабочих целей. В этом аппарате ширина гусеничной ленты составляет 500 мм, чего достаточно для высокой проходимости на любом покрытии – от ровных накатанных дорог до глубокого и рыхлого снега. В базовой комплектации есть электростартер, который облегчает запуск мотора в любую погоду.
- Рысь 500М. В данном исполнении машина отличается видоизмененным капотом, а также усовершенствованным карбюратором. Так, аппарат оснащен однокамерным карбюратором от японской компании Mikuni. Этот компонент оказался более надежным, нежели оригинальный отечественный карбюратор. К тому же, Mikuni рассчитан на повышенные нагрузки. Также в базовой комплектации снегохода Рысь 500М есть электростартер.
- Рысь 500МП. Улучшенный снегоход с обновленным капотом и однокамерной карбюраторной системой. Машина оснащена шестеренчатой коробкой передач. Дизайн аппарата можно сравнить с предыдущим исполнением. Как и в других версиях, снегоход Рысь 500МП тоже оснащается электростартером.
Все рассмотренные модификации весьма популярны у охотников и рыбаков. Эти машины способны преодолеть любые труднодоступные места и способны выполнять любые задачи, связанные с бездорожьем.
Технические характеристики
- Габариты, мм: Длина – 3200, Ширина – 1240, Высота – 710
- Движитель – гусеничного типа, с передними ведущими звездочками
- Звенья цепи, шт. – 22
- Длина шага цепи/гусеничная лента – 16 мм/резинотканевая, армированная
- Материал катков – прорезиненный
- Ширина гусеницы – 500 мм
- Окна гусеничной ленты, шт. – 43
- Высота грунтозацепа гусеницы – 23 мм
- Механизм натяжения гусеницы – винтового типа
- Шаг гусеничной ленты – 50 мм (в длину)
- Масса – 280 кг
- Двигатель – бензиновый, 4-тактный, с ручным запасом
- Электростартер – опция
- Топливный бак – 28-литровый
- Скорость – 90 км/час
- Масса буксируемого груза вместе с санями – 250 кг
- Управление – гидравлическое
- Тормоза – механические дисковые
- Передние лыжи – опорно-поворотные
- Передняя подвеска – независимая маятниковая ходовая часть
- Задняя подвеска – катково-склизовая
- Передняя фара – галогеновая
- Система зажигания – электронная бесконтактного типа.
Двигатель
Для снегохода Рысь 500 выпускали компактный двигатель с двухтактной компоновкой. Легкий мотор позволил снизить общую массу снегохода, и тем самым улучшить поведение на дороге. Двухцилиндровый мотор развивает мощность 30 кВт или 40 лошадиных сил. Двигатель работает эффективно за счет непрерывной работы воздушного охлаждения, благодаря которому есть возможность работать в любых климатических зонах с температурами ниже и выше нуля градусов. Специальная система смазки – комбинированного типа, с масляными и топливными ингредиентами. Такая смазка качественно сказалась на морозоустойчивости, что очень важно в суровых условиях эксплуатации. Потребление бензина в расчете на 100 км пробега составляет 20 литров. В качестве топлива можно использовать дешевое горючее Аи-80. В базовой комплектации мотор необходимо запускать вручную, однако под заказ можно установить электростартер. Электронная система зажигания – бесконтактного типа, обеспечивающая стабильную и ровную работу силовой установки.
Цена
Снегоход Рысь 500 покинул производственный конвейер в 2009 году, и в связи с этим новые машины сейчас найти не представляется возможным. Однако есть возможность приобрести аппарат в хорошем поддержанном состоянии, за определенную цену в пределах 80-150 тысяч рублей. Не смотря на низкую стоимость, данная машина способна конкурировать с более новыми импортными снегоходами.
Отзывы
- Борис, Приморский край. Данный снегоход приобретался на замену Бурану, которым мы активно пользовались вместе с отцом. Рысь 500 – усовершенствованная альтернатива Бурану, и в этом мы убедились на практике. Купили машину в 2009 году, и пользуемся до сих пор. Отличный аппарат в плане своих эксплуатационных качеств, и даже с точки зрения дизайна. Он потребляет дешевый 76-й бензин, и не возникает никаких проблем с динамикой. За свою цену в 115 тысяч рублей снегоход отличный. По сравнению с Бураном машина быстрее разгоняется и активно тормозит. Снегоход более маневренный и практичный, с вместительным багажником. К тому же, его легко обслуживать. Из слабых мест можно отметить капризную цепь коробки передач, которую надо регулярно натягивать, иначе цепь оборвется и это станет причиной более серьезных неполадок. В целом мы с отцом техникой довольны.
- Николай, Сахалинская область. Рысь 500 превосходно запускается в мороз при минус 40 градусах. То что нужно для наших условий. Машина оснащена широкими передними лыжами, и благодаря этому она весьма устойчива на неровной дороге. Так что переворачивания и опрокидывания с этим снегоходом – абсолютно исключены. В той комплектации, которую я выбрал, есть функция подогрева рукояток руля, чтобы не замерзали руки. Конечно, не обошлось и без недостатков, как и в любой другой отечественной технике. Самой серьезной и не решаемой проблемой является слабый двигатель, который плохо тянет при движении в горку или по рыхлому снегу. В таких условиях поднимаются обороты мотора, что приводит к перерасходу топлива. К тому же, возникают сильные шумы и вибрации, которые затем передаются на рулевую колонку. У коробки передач нет нейтральной скорости, и это еще один серьезный минус. Максимальная скорость по ровной дороге составляет 80 км/час. Машина потребляет намного больше, чем заявлено производителем – уж точно больше 20 литров на 100 км, причем даже в щадящем режиме езды.
- Алексей, Ленинградская область. Машина приобретена прошлой весной в поддержанном состоянии. В то время года удалось хорошо поторговаться, и в итоге снегоход обошелся мне в 90 тысяч рублей. Состояние хорошее. Начал им активно пользоваться совсем недавно – после нового 2018 года. Сразу скажу, что аппарат дешев в использовании. Он хорошо управляется, и вполне комфортный в длительных поездках – благодаря подогреву ручек и большому багажнику. Также есть высокое ветровое стекло, защищающее от встречного холодного ветра. На вместительном сиденье поместятся ребенок (впереди) и еще один взрослый пассажир (позади меня). При этом тяга не пропадает, но поднимается назойливый шум мотора. По паспорту у меня модель 2004 года выпуска, и наверняка сменила уже 2-3 владельцев (вряд ли продавец мне правду сказал). Езжу каждый день по несколько часов. Для рыбалки и охоты Рысь 500 идеально подходит. Порадовало, что для этой машины есть в наличии все необходимые запчасти.
- Константин, Свердловск. Данный снегоход меня приятно порадовал. Признаться честно, я ожидал худшего. Понравилось, что в коробке передач есть задний ход, который повышает маневренность и удобство разворота. Такая функция хорошо помогает в случаях, когда снегоход сел на брюхо где-нибудь в лесной глуши. При необходимости можно включить обогрев ручек руля и ног, хотя в ногах тепла почти не чувствуется. Аппарат в целом неплохой, но не много смущает посредственное качество сборки – детали подогнаны неаккуратно. Скрипит панель приборов, а в ходовой части появляются постукивания. К сожалению, двигатель тяжело пускается в холодную погоду, и для начала движения его сначала надо хорошо разогреть на холостом ходу.